СЕГОДНЯ НА САЙТЕ: Гурбангулы Бердымухамедов выступил с речью по случаю открытия новой мечети 28 Марта 2024 г., 18:07Глава Туркменистана встретился с Генсеком Организации тюркских государств 28 Марта 2024 г., 18:06Президент Туркменистана встретился с главой Международной федерации тенниса 28 Марта 2024 г., 11:37Сердар Бердымухамедов принял Генерального секретаря ЮНВТО 28 Марта 2024 г., 11:33Президент Туркменистана принял Генерального секретаря ОЭС 28 Марта 2024 г., 11:22Рассмотрена возможность открытия факультета туркменского языка в университете Кореи 28 Марта 2024 г., 11:16

От самой высокой точки Туркменистана до самой глубокой - флаг AIMAG-2017 доставлен во впадину Акджа-гая
04 Май 2017 г., 18:59

В ходе патриотической акции, посвященной Году здоровья и воодушевленности, её участники с символом Азиады-2017 посещали достопримечательные места каждого велаята Туркменистана. Организаторами проекта выступили Государственное информационное агентство и Исполнительный комитет по подготовке к V Азиатским играм в закрытых помещениях и по боевым искусствам.

В дни Праздника туркменского скакуна проект подошёл к своей финальной части, охватив все регионы страны. Участники акции побывали в уникальном уголке природы Дашогузского велаята, где, словно след копыта исполинского коня, осталась среди просторов Каракумов впадина Акджа-гая. Это циклопическая по размерам котловина, форма которой на спутниковом снимке напоминает гигантскую подкову, имеет протяжённость пятьдесят километров, а ширину – около шести километров. Она известна как самое глубокое место в Туркменистане – на десятки метров ниже уровня мирового океана.

До этого участники акции побывали на пике Айрыбаба в Лебапском велаяте – высшей точке Туркменистана (3139 метров над уровнем моря). 200 дней до старта Азиады-2017 отметили подъёмом на вершину Душакэрикдаг (2482 метра), полгода до их начала – на гору Хасардаг, возвышающуюся над изобильными туркменскими субтропиками в Балканском велаяте. Маршрут для Всемирного дня здоровья был выбран, на первый взгляд, неожиданный. После покорения горных вершин решено было отправиться на «вершину» историческую, в страну Маргуш – один из центров зарождения цивилизации. А в честь Праздника туркменского скакуна путь группы «Восхождения» пролегал в северный регион страны…

К месту экспедиция прибыла на поезде по стальной магистрали Ашхабад-Каракумы-Дашогуз. Содействие в организации данной акции оказали работники Министерства железнодорожного транспорта страны, более того, сотрудники его подразделения в Дашогузском велаяте стали её участниками.

Со станции, расположившейся на рубеже песков и оазиса, группа проекта на внедорожниках взяла курс в сердце пустыни – к впадине Акджа-гая. Сначала двигались по широким автотрассам, а затем – по пустынным дорогам, которые сами по себе являются достопримечательностью и влекут туристов, желающих увидеть масштаб и красоту Каракумов.

В эти дни пустыня преобразилась – барханы покрылись зелёным ковром мятлика, оделись в изумрудную листву-иголочки многочисленные кустарники. А среди ярко-жёлтых зонтиков ферулы-чомуча порой мелькала бурая лисичка.

Дорога плавно спускается вниз, а барханы уступают место глинистым такырам – экспедиция достигла котловины Акджа-гая с её удивительными пейзажами, необычным ландшафтным рельефом. Перепад высот впадины, похожей на огромную чашу причудливой формы и изысканной отделки, достигает двухсот метров. Её стены расписаны природой как слоёный торт – в белые, розовые и коричневые полосы выстилающих их глинисто-карбонатных пород мергелей и известняков. В Акджа-гая, что означает «белый обрыв», преобладающим цветом, в согласии с топонимикой этой местности, является белый, что контрастно смотрится с общим зелёным фоном весенней пустыни.

Глинистые мергели в пластах котловины непрочны, легко растрескиваются и выветриваются. Кусочки породы со дна впадины без труда крошатся в руках. Однако прослойки известняка более твёрдые, устойчивы к действию воды и солнца. Такая неоднородность обусловила рельефный рисунок стен.

Все эти породы хранят память о древнем море, волны которого плескались здесь миллионы лет назад. Находили здесь и окаменелости загадочных животных, когда-то населявших эти глубины. По мнению некоторых исследователей именно благодаря морским течениям и появилась эта впадина.

С северными обрывистыми стенами, склонами окаймляющей впадину возвышенности Эшеканкренкыр, контрастировали плавные обводы южных бортов котловины – здесь преобладает песок, который тысячелетиями безуспешно пытается засыпать гигантскую чашу Акджа-гая. Его в пустыне оставило не море, а могучая река, чьи отложения, как считают многие учёные, и сложили песчаные толщи Каракумов.

Последние километры пути члены экспедиции с символом Азиады-2017 преодолели пешком по дну впадины – глинистому, испещрённому удивительным узором трещин, замысловатым словно резьба, сделанная рукой талантливого зергера. Самое глубокое место впадины - отметка в 81 метр ниже уровня мирового океана. Здесь сухо, порой добираются лишь временные дождевые потоки, чтобы либо испариться под лучами солнца, либо впитаться в глину. Поэтому дно – абсолютно плоское, без сухих русел. Покинув его, члены экспедиции начинают подъём.

С символом Азиады-2017, на котором изображён резвый скакун, достигающий победной финишной ленты, участники патриотической акции проделали путь в тысячи километров через всю страну, побывав во всех пяти велаятах. Перепад высот этого маршрута (от самой высокой точки страны - Айрыбаба до самой глубокой – Акджа-гая) составил более 3220 метров.

В появлении впадины Акджа-гая, находящейся практически в самом центре относительно стабильной в сейсмическом плане Туранской плиты, поучаствовали и тектонические силы. На это указывает изливающийся неподалеку от въезда в котловину источник горячей минерализованной воды, оставшийся здесь после исследований геологов. Свойства такой воды могут представлять интерес для бальнеологии.

Окрестности Акджа-гая в чём-то схожи с другой впадиной - Еройландуз в Бадхызе, вызывающей интерес конусами древних, давно потухших вулканов и морскими окаменелостями, которая также обязана своим происхождением и тектоническим силам, и древним морям.

Но источнику или влаге немногочисленных здесь осадков не дано затопить даже небольшую часть бессточной котловины Акджа-гая. От превращения в обычное озеро, каких на планете много, это чудо природы предостерегает жаркий местный климат. Осадки в Каракумах составляют всего лишь около сотни миллиметров в год, а испарений, благодаря особой энергии солнца, чуть ли не в десять раз больше. Другие впадины, хоть и не столь глубокие как Акджа-гая, также вносят разнообразие в пейзаж Каракумов.

Помимо объектов экологического туризма, Дашогузский велаят изобилует историко-культурными памятниками и шедеврами архитектуры, дающими возможность ощутить дух и завораживающую мелодию средневекового Востока. Куняургенч, Ибрахим Эдхем, Ашик Айдын пир, Ысмамыт Ата, Замахшари… – это названия самых популярных туристических направлений в северном регионе Туркменистана.

Экспедиция завершается, и вновь пустынными дорогами, по которым в древности неслись ахалтекинские скакуны и бродили караваны верблюдов, участники патриотической акции движутся уже в обратном направлении – к железнодорожной станции.