СЕГОДНЯ НА САЙТЕ: Ярмарка вакансий «ПЕТРОНАС» в Туркменбаши собрала свыше тысячи соискателей Сегодня, 17:14Посольство России в Туркменистане дало торжественный приём в честь Дня Победы Сегодня, 16:10Бизнес-сообщество Туркменистана поддерживает инициативы Благотворительного фонда имени Гурбангулы Бердымухамедова Сегодня, 14:41Представители ООН и посольств в Туркменистане посетили экофабрику в поселке Яшлык Сегодня, 14:39Дипломаты России и Казахстана возложили цветы к Вечному огню в городе Туркменбаши Сегодня, 14:37Делегация Туркменистана приняла участие в европейской программе по циркулярной экономике Сегодня, 14:34

Творчество Мамеда Мамедова (1938-1985)
21 Август 2015 г., 17:52

Живопись. Графика.
 
ОЧЕРК.
 
ВСТУПЛЕНИЕ
Когда слушаешь  звучание симфонических произведений  талантливых туркменских композиторов, таких как Вели и Нуры Мухатовых, Нуры Халмамедова,  то  мгновенно узнаёшь  мелодии туркменской земли и ее жгучее солнце  и,   бархатно-золотистые   пески барханов, на фоне которых   происходят будни и праздники туркменского народа, и их героическое прошлое. Перед  нашими глазами сразу возникает тонкий национальный живописный колорит картин туркменского  художника Мамеда Мамедова  с изображением  исторических и современных событий, жанровых сюжетов, и портретов  поэтов, тружеников полей и туркменских фронтовиков, натюрморты и шествие  знаменитых всему миру ахалтекинских коней.   Философско - символические полотна   художника звучат  как новеллы о родном крае, как  поэма в её  обобщённом понятии - «Страна  моя Родная».  Художник  нашёл свой образный мир, свою тему и талантливо перенес их  на холст. Его произведения  второй половины ХХ столетия были  непосредственно  адресованы   массовому  зрителю и обозначали традиционную формулу  содержания «искусство и  жизнь».
 
СОДЕРЖАНИЕ
Искусство Мамеда Мамедова принадлежит поколению туркменских художников, с творчеством которых связан процесс, выразившийся в становлении и развитии национального реалистического изобразительного искусства и повышения его профессионального мастерства во  второй половины 60-х годов ХХ столетия. Молодые  туркменские художники, мальчишки – сироты военного времени, представляли собой коллектив, объединённый своеобразным видением мира, особым мироощущением,  системой образных средств   и приёмов выражения,   раскрывая   при этом смысл национальных явлений своей страны.  Их  творчество сверкало  и переливалось  бесчисленными гранями ярких, но не схожих между собой талантов.  Среди них был и Мамед Мамедов. Он   родился в  1938 году  в городе Теджен и воспитывался в детском доме, который находился на самом краю оазиса  и пустыни. Наверно эти загадочные пески  и стали  истинными  истоками  творчества Мамеда Мамедова. Первоначальную художественную подготовку  он получил в  Ашхабадском художественном училище в начале 50-х годов прошлого столетия у  талантливого  живописца и педагога  Игоря Ивановича Пойда.  В 1958 году Мамед  поступил в Ленинградский     институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина на  живописный факультет  педагога и  знаменитого живописца Е.Е. Моисеенко, который сразу отметил у юноши колористические данные живописца и способности его  к композиционному мышлению.
«Открытие Каракумского канала » 1963.  Эскиз  к картине.    Х.м.
 

После блестящей защиты дипломной картины «Отк0Xciтие Каракумского канала» в 1964 году Мамед возвращается в Туркменистан, вне которой и без которой он не мыслил свою дальнейшую творческую жизнь.  Теперь Мамед Мамедов признанный мастер точного изысканного рисунка, безупречных пропорций, неожиданных колористических и композиционных решений.   Он  развил музыкальные качества цветового строя в своих живописных  произведениях. Мамед обладал уникальным эстетическим взглядом на жизнь и культуру туркменского общества, всегда был    тонким   ценителем прекрасного. Его живопись  выделяется   исключительным изяществом  исполнения, где проявлялась его чрезмерная утончённость  взаимосвязанности  игры цвета и света.   Образные картины художника – Мамеда представляют собой    исповедь Мамеда - человека с  его богатым духовным миром.  


Портрет композитора Нуры Халмамедова. 1966. Х.м. 190х170.

В 1966 году первой творческой удачей молодого художника явилась портретная композиция  с изображением молодого туркменского  композитора Нуры  Халмамедова.   Новизна картины была  не только в композиционном замысле,  но, прежде всего,  был сломан стандарт и стереотип изображения традиционного сидения  музыканта за роялем. Художник в картине сразу нашел цветовые эквиваленты музыкальной фразы. В этом  живописно - экспрессивном изображении уделено доминирующие место изображению портрета Нуры Халмамедова, который   стоит     один,  как бы  прислушиваясь к окружающим  звукам   родной  природы, которая питала музыкальное творчество композитора.


Моление о воде. 1967. Х.м. 200х250.

Наивысшей ступенью творчества  художника явилась историческая картина «Моление о воде» (1967), которая   принесла ему широкую известность. В  оригинальной  композиции автор стремился передать  лишь сущность страданий от засухи и  мечты  о воде  туркменского народа в далёком суровом прошлом  Туркменистана. Драматизм  сюжета подчёркнут интерпретацией  группы одиноких женщин,  застывших в отчаянной  мольбе и  горестной просьбе долгожданного  дождя. Особенно отличается фигура женщины,  к которой прислонилась  девочка и  которая  производит очень тревожное впечатление. Это  впереди стоящая женщина, руки которой, судорожно охватили  запрокинутую назад голову. Она  выражает уже не молитвенное смирение, а  мольбу - крик души человека,  потерявшего всякую надежду на чудодейственное спасение. В центре женщин изображена согнутая старуха, опирающаяся на посох - как  образное олицетворение жизни туркменки  в той  далёкой старой поре жизни полной вечной нужды и тревоги. На  Востоке вода в то время и сейчас  считается святыней и в туркменском народе закрепился обычай уважения и  почитания воды. Так понятие, что   « без воды нет жизни» обретает  ещё и   общечеловеческое   понятие. «Почерк» художника  отличается  ясностью, немногословностью и  обобщённостью.  В цветовой гармонии этой картины  есть черты национального своеобразия - это  тёмно-красные фигуры и светло-охристые, желто-лимонные   тона земли и неба, которые  построены на контрастном сочетании этих цветов.

Туркменскоий поэт XIX века.  1978.  Х.м.

Художник   Мамед Мамедов был хорошо  знаком не только  с историей Туркменистана, но  и с поэзией  XIXв.  -  и начала XX столетия.   Эти знания  молодой автор воплотил в  портретах «Подвиг полковника Аннамухаммеда Карашхана Йомудского»       (1969)  и  «Слепого  поэта Дурды – Клыч Шахира» (1966). В  этих двух портретах художник отразил не только  славные боевые, но  и духовные подвиги своих  соотечественников. Он  сумел передать славу  великих туркменских сынов, заслуживающих благодарность своего Отечества.

Полковник Аннамухаммед  Карашхан Йомудский – герой  балканской войны (1877-1878гг), 1969. Х.м. 175х125

Портрет «Карашхана Йомудского» выглядит торжественно  парадным,  что    хорошо соответствует победоносному духу   событий балканской войны 1877-1878гг,  когда  происходило  освобождение Болгарии от иноземного ига. Образ  туркменского воина получился убедительно-правдивым, а по форме очень динамичным и красивым.   Портрет   красив   именно  той особой  мужской сдержанностью, когда  так и хочется  сказать «мужской красотой».

Дурды Клыч – шахир. Народный поэт. 1967. Х.м.

Портрет слепого Дурды Клыча – с  внешностью  гомеровского  мудреца показан художником   как  выражение духовной значительности своей Родины.  В годы войны 1941-1945гг. культурная жизнь страны была на службе фронта. В Туркменистане были подготовлены и изданы военные стихи народного  шахира Дурды Клыча.

На защиту Родины. 1970. Х.м.

Горе. 1969. Х.м. 105х280.

Все картины художника и дальнейшие его творческие интересы, связанные с темой народа, охватывают  глубокие исторические явления. Мамед   поднимает  их до степени философского обобщения с подчеркнутой эмоциональной выразительностью. Это  такие произведения  как «На защиту Родины»(1970), «Напутствие»(1980), задумчивая картина «Горе»(1969), с настроением возвышенной скорби, где  передана атмосфера  жизни Туркменистана 20-х годов ХХ века.

На защиту Родины. 1969. Х.м.  113х200.

Картина «На защиту Родины» (1969) написана к 25-летию Победы народов мира над фашисткой Германией и была посвящена героическому прошлому туркменских всадников - воинов, которые  уходили   на фронт в 1941году. Композиция картины исполнена в героико-романтическом стиле. Такое  живописно-пластическое решение   соответствует общему строю холста,  где ахалтекинские кони   символизируют Родину.

В центральных Кара-кумах (Ботаники) 1968. Х.м. 180х150.

Море будет. 1975. Х.м. 175х175

Возрождение древней земли. (Посадка саженцев).1981. Х.м. 180х200

Другое   полотно рассказывает   об  освоении пустынных земель и исследовании  их  растительного покрова - это картина «В центральных Кара-кумах. Ботаники» (1968), и полотна «Море будет» (1975),  про строительство водоканалов и морей,  и картина «Возрождение древней земли»(1981) про трудящихся, которые с большим энтузиазмом принялись за озеленение и посадки молодых саженцев.

Той. 1970. Х.м.  180х120. Х.м.

Следующее  обобщённо – поэтическое  полотно  «Той» (1971 ) -   повествует  о   жизни  туркменского  народа,  где  изображение  множество отдельных сцен приведены художником к  содержательному симфоническому звучанию и благозвучию  шумного веселого колхозного праздника, когда  радостное событие  одной семьи  празднуется всем аулом, который располагается на древней  туркменской земле.

Туркменка с книгой. 1965.  Х.м. 140х92.

Продавщица конфет. 1970. Х.м. 78х98.

Мамед Мамедов разъезжает  по всему Туркменистану, бывает  среди разных людей, и   он особенно  обращает своё внимание  на национальный женский  костюм, который формировался веками. Традиционная одежда – это ценнейший памятник истории и культуры, так думал Мамед на этюдах в старинных  селах. Картина  «Туркменка с книгой» (1965) была написана художником  после большой серии женских этюдов. Перед зрителями предстал собирательный образ  современной   женщины Востока, прекрасной и  молодой, одетой  в традиционную  одежду с узором нарядной вышивки.

Исполнения    художником  женских портретов всегда отличались  высокой эстетической культурой. А  « Портрет продавщицы» (1969)  прозвучал   как прекрасный союз юности  и радости жизни.   И как драгоценную мозаику художник  на холсте рассыпал цветоносные волшебные платки и  национальную вышивку на платье, которые  до сих пор  отражают   прекраснейщий  художественный вкус туркменского народа.

В графических листах Мамеда,  в технике линогравюры, в которых,   прежде всего,  было видно  артистичное мастерство исполнения,  отразились жизнь  его страны, Туркменистана,   и характер туркменского  народа,  объеденных замечательными национальными традициями и  обычаями.

«Письмо с фронта» (1970) Линогравюра.

«Портрет участника  Великой Отечественной войны  героя Советского Союза  Байрамдурды Таганова» (1965). Линогравюра.

«Нет войне» (1975). Линогравюра. 43х65

На гастроли. Туркменские дутаристы.1968  Линогравюра.

Туркменки (Разный возраст) 1963.  Линогравюра.  47х53.

 

Весна. Лейла. 1964.  Линогравюра.         Первый трактор. 1964.  Линогравюра.

  

Туркменский поэт Молланепес. 1963. Линогравюра. 55х43.

Разговоры за зеленым чаем. 1963. Линогравюра.

 

И последняя картина художника «Победа. Весна 1945 года» (1985). Просветленная  жизнерадостно - мажорная картина с салютом  и высоким светло-голубым небом, к которому возносятся бумажные  воздушные «змеи», запускаемые  детворой военного времени.  Это  как будто прощальное полотно художника. Зрители уже  больше никогда не  увидят новых высоконравственных полотен художника.

Победа. Весна 1945 года. 1985. Х. м.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Мамед Мамедов один из тех туркменских художников, кто так почтительно и  без ложного пафоса вмещал в свои художественные образы столько национальной гордости за свой народ. Поэтому до сих пор его творчество с высоким смыслом   любви к Родине и  людям с их стремлениям к счастью, добру и красоте занимает значительное  место в художественном наследии  страны  и   всегда  будут понятны  широкой публике.  И сам художник был достойным сыном туркменского народа. И по жизни и в быту он был отзывчивым и  очень скромным  человеком, хотя  ещё при жизни был удостоен почетными наградами и всеми  государственными премиями того времени. Получил звания заслуженного деятеля искусств Туркменистана.   

Произведения Мамеда Мамедова находятся в коллекциях музея изобразительных искусств Туркменистана в Ашхабаде, , в  колхозных клубах по всему Туркменистану,  в Третьяковской галерее (Москва), в музее народов Востока (Москва), в венгерском музее  «Хайдущаги» и  в частных коллекциях.

 

ИЛЛЮСТРАЦИИ

 

«В Каракумах» 1978. Хм.

Хозяйка  туркменской земли Гурбанай Довранова. 1981. Картон.  Масло.

 

Аксакал. Мудрость старости.  1980. Х.м.

Ветеран войны и труда Курбан – Ага. 1978. Х.м.

 

Мираб. 1977. Х.м.

Дары туркменской земли.  Натюрморт. 1971. Х.м. 100х100.

 

Студенческие  постановочные работы. 1959.Х.м.

 

Эскиз к картине 

 

«Ахалтекинские кони» 1966. Картон, гуашь, акварель. Фломастер. 15х45.

 

 

 

Экспозиция выставки в музее изобразительных искусств Туркменистана

Скульптурный портрет «Туркменского художника Мамеда Мамедова» (1985) автор  С. Бабаев.  Бронза.

Художники  - современники  Мамеда Мамедова    второй половины 60-х -70-х годов ХХ столетия. Групповой портрет  художников (М. Мамедов «в центре»,   слева -   Ч. Амангельдыева, и Ш. Акмухамедов, , Г. Бекмурадов стоит,  и справа - С. Бабикова. Д. Байрамов, скульптор Д. Джумадурдыев  стоит  в центре), исполненный  художником  К. Оразнепесовым. (Туркменский  музей изобразительных искусств).

 

Автор текста и составитель  Г.А. Мамедова

заслуженный  деятель культуры  Туркменистана

 

Туркменистан. Ашхабад. 2015 год.