СЕГОДНЯ НА САЙТЕ: Японский фотограф Дайсукэ Куджираока поделился мнением о Туркменистане Сегодня, 12:03Туркменистан и Кыргызстан активизируют сотрудничество в области молодежной политики Сегодня, 11:58Замдиректора ТАСС опроверг наличие угрозы искусственного интеллекта современной журналистике Сегодня, 11:56Преподаватель МГУ высоко оценила культуру и глубокие познания студентов Туркменистана Сегодня, 11:48Преподаватель МГУ Анна Беликова отметила особенность культуры тюркских народов Сегодня, 11:44Представитель МТРК «МИР» высказалась о высокой актуальности новостей о Туркменистане Сегодня, 11:37

Исторический путь Байрамхана, повторяется газопроводом ТАПИ: от Мерва до Индии
18 Ноябрь 2015 г., 19:18

Мысли в слух: "Более полтора тысяча километров кто-то покрывает ракетами, а Туркменистан построит протяженный газопровод".

Туркменистан начал исторически значимое строительство газопровода Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия (ТАПИ). Реализация проекта строительства газопровода Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия (ТАПИ) станет огромным прорывом для Туркменистана в качестве международного энергетического игрока.

Практическая реализация этого проекта будет способствовать решению экономических проблем региона, важных социальных и гуманитарных вопросов. Помимо этого, появится возможность открыть тысячи новых рабочих мест, создать соответствующую транспортно-коммуникационную и социальную инфраструктуру.

В объемах нефти и газа, Туркменистан обладает не только огромной ресурсной базой углеводородов на суше и на море, но и возможностью ее эксплуатации. По оценке международных экспертов, доказанные суммарные потенциальные ресурсы углеводородов страны составляют 71,2 миллиарда тонн условного топлива, из которых 53 миллиарда тонн приходятся на сухопутные, а 18,2 миллиарда тонн — на морские части. Наиболее значительная часть этих объемов, более 70 процентов приходится на природный газ.

Вполне объяснимо, что занимая четвертое место в мире по запасам природного газа, Туркменистан стремится значительно расширить выход на международный газовый рынок, чтобы максимально эффективно использовать природные ресурсы.

Немного статистики:

Газопровод ТАПИ — магистральный газопровод протяжённостью около 1800 км из Туркменистана в Афганистан, Пакистан и Индию. Проектная мощность — 33 млрд кубометров газа в год. Предполагаемая стоимость проекта — $7,9 млрд. Сроки запуска проекта планируются на 2018 год.

Общая протяженность газопровода составит 1735 километров. По территории Туркменистана — 200 км, по территории Афганистана — 735 км, по территории Пакистана — 800 км. Планируется что газопровод пройдет через афганские города Герат и Кандагар и достигнет окончательной своей точки — населённого пункта Фазилка, на границе Пакистана с Индией.

         Своими силами…

Государственные концерны "Туркменгаз" и "Туркменнебитгазгурлушык" будут проектировать и строить участок газопровода ТАПИ, пролегающий по территории Туркменистана. Все эти работы должны быть осуществлены за счет средств госконцерна "Туркменгаз" и привлеченных средств с условием оплаты по фактическим расходам, в соответствии с порядком определения стоимости строительных и ремонтных работ.

Начало строительство туркменского участка газопровода ТАПИ с декабря 2015 года по декабрь 2018 года до завершения полной готовностью к эксплуатации.

Братская страна Афганистан, развивает промышленность

В Афганистане идет весьма бурный процесс экономического развития, захватывающий целый ряд провинций и отраслей экономики. В качестве наиболее яркого проявления этого экономического развития можно назвать начало строительства газопровода Джаузджан — Балх, которое было начато 6 июля 2015 года при финансовой поддержке США. 95-км газопровод подаст газ с открытых в середине 2000-х годов газовых месторождений провинции Джаузджан в Балх, ставший за последние годы крупным промышленным центром северного Афганистана. Газ будет использоваться для выработки электроэнергии (в Мазари-Шарифе будет построена газотурбинная электростанция мощностью 200 МВт), поскольку импорта электроэнергии из Узбекистана уже недостаточно для покрытия потребления в северных провинциях страны, а также для производства минеральных удобрений и стекла. Хотя ресурсы газовых месторождений провинций Джаузджан и Сари-Пуль не впечатляют и составляют по оценке 2009 года около 50 млрд. кубометров, тем не менее, этих запасов будет вполне достаточно для обеспечения устойчивого роста афганской экономики в течение как минимум 10-15 лет, не считая импорта природного газа из Туркменистана.

Далее, развитие газопроводов и электроэнергетики в Афганистане позволяет, наконец, сдвинуть с мертвой точки крупные горнорудные проекты, такие как разработка меднорудного месторождения Айнак. Китайская компания MCC получила лицензию на разработку месторождения еще в 2007 году, и планировала начать добычу в 2012 году, однако добыча до сих пор не началась. В прессе часто указывалось на необходимость проведения археологических раскопок, но настоящая причина состоит в отсутствии необходимых энергетических мощностей для переработки руды.

Энергетика даст дополнительную возможность для развития других отраслей афганской экономики, в частности, бурно растущего в последние годы сельскохозяйственного производства. Например, в провинции Гельманд строится мощный сельскохозяйственный комплекс, включающий в себя крупный склад для плодоовощной продукции на 500 тонн, 250 виноградников и 100 теплиц, а также животноводческий комплекс. Страна после длительной войны возвращает себе позиции крупного производителя сельскохозяйственной продукции. Развитие энергетики позволяет расширить ирригацию, увеличить производство минеральных удобрений, развить систему складов и предприятий по переработке плодоовощной продукции. Строительство новой железной дороги создаст афганским производителям возможность вывоза своей продукции в зарубежные страны.

Афгано-турменское экономическое сотрудничество имеет прямое влияние на сферу безопасности. Во-первых, туркменское правительство, в целях защиты своих интересов, предпринимает активные меры по стабилизации ситуации в приграничных районах. И ситуация в приграничных афганских провинциях, благодаря усилиям туркменской стороны, действительно заметно улучшилась. Во-вторых, любой новый проект, создающий рабочие места, объективно подрывает вербовочную базу для боевиков, поскольку в отряды талибов и «Исламского государства» афганцы идут, в основном, от нищеты. Крупные проекты: ТАПИ и железная дорога сами по себе создают десятки тысяч рабочих мест, и помогают создавать их в смежных отраслях. В-третьих, укрепляется финансовая база афганского правительства. Крупные газопроводные, энергетические, горнорудные проекты могут дать, по ориентировочным оценкам, 2-2,5 млрд. долларов ежегодных поступлений, что серьезно ослабит зависимость Афганистана от иностранной финансовой помощи. Наличие собственных финансовых ресурсов позволяет афганскому правительству самостоятельно содержать многочисленную армию и полицию, что является главным условием для окончательной победы над боевиками.       

Пакистану требуется энергоресурсы

Мнимый конкурент газопроводу ТАПИ в Пакистане, является газопровод из Ирана в Пакистан со звучным названием «Мир», установивший рекорд по длительности обсуждения и согласований.

Идея его строительства возникла в конце 50-х (!) годов прошлого столетия, когда преподаватель расположенного на северо-западе Пакистана Военно-технического колледжа «Рисалпур» Малик Ахмад Хан опубликовал научно-практическую статью о возможном строительстве такого газопровода. Как это зачастую бывает с идеями прорывного характера, текст прочитали, подискутировали и… забыли.

Газопровод «Мир» предполагал транспортировку газа из Ирана в Пакистан и Индию в течение 25 лет. Его мощность закладывалась из расчета в 55 млрд кубометров в год (33 млрд кубометров для Индии и 22 млрд кубометров для Пакистана).

В начале двухтысячных годов Тегеран начал строить газопровод «Мир» (Иран-Пакистан-Индия), была реализована та его часть, которая идет через Иран. В итоге, Индия вышла из проекта под давлением Вашингтона, а Пакистан отказался от проекта в связи с введением санкций в отношении Ирана.

Тем не менее, по мнению экспертов Ирану выгодна реализация проекта ТАПИ, так как он может к нему присоединиться, территориально и инфраструктурно Иран вполне близок к этому проекту.

В настоящее время в густонаселенных регионах Пакистана — в центре и на севере — ощущается острый дефицит энергоресурсов. Это ограничивает рост экономики страны. Строительство газопровода станет важным шагом к решению данной проблемы и послужит основой для развития сотрудничества с Туркменистаном.

В планы правительства Пакистана входит масштабное развитие ТЭК страны. В данный момент ведется строительство газовых инфроструктур вблизи в города Карачи. На севере страны будут построены электростанции, для которых по газопроводу ТАПИ будет поставляться газ.

Со слов премьер-министра Пакистана Наваз Шариф: «Ведутся переговоры с Total (Франция) и «РТ - Глобальные ресурсы» по поводу консорциума для проекта ТАПИ. Во время последней встречи руководящего комитета ТАПИ стороны достигли согласия по поводу графика. Ожидается, что скорейшее достижение соглашения поможет реализовать проект в срок». При этом министр подчеркнул, что проект газопровода «необходимо завершить как можно скорее». «Пакистан хотел бы, чтобы все стороны, участвующие в ТАПИ, придерживались графика ввода (газопровода) и завершили проект. Проект не только поспособствует удовлетворению потребностей покупателей в энергии, но также усилит теплые отношения между членами-участниками проекта ТАПИ», – добавил он.

Ситуация в далеком Индии

Туркменский газ поможет покрыть растущую необходимость в «голубом топливе» в Индии, в котором к 2030 году потребность может вырасти вдвое. Кроме того, он уменьшит постоянный дефицит энергоресурсов в транзитном Афганистане. О своем интересе к проекту заявил и Бангладеш. После реализации проекта TAPI Индия получит свой транснациональный газопровод. В настоящее время страна закупает газ в сжиженном виде и транспортирует его танкерами.

Напомним, что Индийская сторона активно изучает и ведет переговоры по поставкам энергоресурсов с разных направлений для внутреннего потребления.

Российские и индийские чиновники обсуждают возможность транзита российского газа через Казахстан, Туркменистан, Афганистан и Пакистан в Индию. В начале ноября в Минэнерго РФ прошло заседание российско-индийской рабочей группы, а следующее должно состояться в начале 2016 года. Напомним, совместная исследовательская группа по изучению вариантов прямой наземной транспортировки российских углеводородов в Индию была создана в октябре 2013 года. Индийские власти не раз предлагали РФ подключиться к проектируемым транзитным газопроводам, как ТАПИ который начат со стороны Туркменистана.

Также, 30 сентября 2015 г экс вице-президент ONGC Videsh Limited М.Наяр на конференции Нефть и газ Сахалина 2015 году в г.Южно-Сахалинске заявил, что Россия вполне могла бы поставлять в Индию газ по газопроводу Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия (ТАПИ).

Он дал понять, что все транзитные страны проекта уже готовы к реализации задуманного, и лишь от России пока нет политического решения.

При этом, по словам М.Наяра, президент В.Путин ранее поручал проработать вопрос целесообразности поставок трубного газа в Индию.

Считается, что поставки сжиженного природного газа (СПГ) для Индии будут обходиться слишком дорого.

Российские чиновники давно присматриваются к индийскому рынку. «Потенциал огромный, поскольку Индия сегодня потребляет очень небольшое количество газа, и там большое количество населения, которое нуждается в современных услугах энергопотребления», – говорил ранее глава Минэнерго Александр Новак.

Тем не менее, в конце сентября появлялась информация о том, что РФ предложили присоединиться к проекту поставок газа в Индию по магистральному газопроводу ТАПИ. Об этом тогда сообщил экс-вице-президент индийской нефтегазовой компании ONGC Videsh Limited Мадху Наяр. По его словам, в проекте планируется использовать газ России, Туркменистана, Узбекистана и ряда других стран, который доставят в Индию через четыре транзитных страны по трубе мощностью в 35 млрд куб. м газа в год.

И сентябрьское заявление о возможном участии Москвы в этом проекте не было единственным. Два года назад Индия предложила построить газопровод ТАПИ от границ Казахстана. По данным индийского издания Hindu, в этом случае газопровод мог бы идти от казахского Чимкента и продолжиться в Узбекистане. Дели также представила концепцию газопровода, который в будущем мог быть расширен и до территории России. Пока же основным ресурсом для ТАПИ является туркменское месторождение «Галкыныш».

Как эксперт считаю, что Россия впоследствии захочет участвовать в туркменском проекте. Скорее всего все реже напоминаемые газопроводы «Сила Сибири» или «Сила Сибири-2» (ранее – «Алтай»)» потеряют актуальность, так это сопряжено с большими затратами и сложными геологическими и географическими рельефами.

Впрочем, географическое положение и России, и Индии таково, что оно не располагает в обозримом будущем к строительству трубопровода. Проект продления «Силы Сибири» – могут быть предметом только обсуждений. Думаю, что перейти в более конкретную плоскость они смогут не так уж и скоро. И на это будет оказывать влияние не только сложный для постройки газопровода регион (Афганистан и Пакистан), но и гористая местность, что значительно усложнит такой проект и сделает довольно дорогим. Индии более выгодны проект ТАПИ.

         Решимость Туркменистана «на лицо»

Туркменистан четвертый в мире по запасам природного газа. Обладает вторым по величине газовым месторождением в мире. Грамотно распоряжаясь природными богатствами правительство Туркменистана старается помочь своему населению. С 1993 года в Туркменистане существуют лимиты на бесплатную электроэнергию, водопользование и газопотребление, не имеющие аналога во всем мире. В Туркменистане за гражданами закреплено немало бесплатных государственных прав. Конечно, говорить о полном благоденствии не приходится. Президента Туркменистана несправедливо критикуют правозащитники. Но никто не будет отрицать, что права на льготное получение жилья, бесплатное право на образование и медицину в Туркменистане. По этим позициям Туркменистан опережает другие государства постсоветского пространства. Тем не менее, действия некоторых сторон можно выразить следующим афоризмом: «Завистники, как злые собаки за забором, только без предупреждающей надписи».

То, что проект ТАПИ начнёт реализовываться в ближайшее время, может свидетельствовать о нескольких вещах. Во-первых, о том, что странам-участникам удалось договориться, а это было непросто, учитывая, насколько их интересы различаются, а иногда и противоречат друг другу. Во-вторых, это говорит о том, что газ остаётся одним из ключевых энергоносителей в мире и очевидно, что борьба за его запасы будет ужесточаться, а объёмы использования нарастать, и участники ТАПИ стремятся обеспечить себя одним из самых ценнейших видов сырья в мире, запуская этот проект. В-третьих, запуск проекта может означать, что Туркменистан решил диверсифицировать, т.е. сосредоточить свои усилия на поставках газа на Восток.

Проект газопровода ТАПИ получил одобрение ряда государств, в том числе России и США, а также таких международных финансовых организаций, как Азиатский банк развития.

Мурад Агаев