СЕГОДНЯ НА САЙТЕ: Туркменский «Галкан» первым вышел в финал на хоккейном турнире в Ашхабаде 19 Апрель 2024 г., 12:57Грузинский эксперт подчеркнул соответствие нового автобана в Туркменистане мировым аналогам 19 Апрель 2024 г., 12:53В Ашхабаде состоялся онлайн-семинар по экологии 19 Апрель 2024 г., 12:46Фестиваль «Звуки дутара» представил программу мероприятий к 300-летию Махтумкули 19 Апрель 2024 г., 12:38В Ашхабаде состоялся семинар, посвященный производству йода 19 Апрель 2024 г., 10:44В Казани рассмотрят возможность установки памятника Махтумкули Фраги 19 Апрель 2024 г., 10:24

Виртуальная оппозиция
10 Апрель 2014 г., 18:12

Сегодняшняя геополитическая ситуация в мире упразднила вопросы о существовании более или менее дееспособной оппозиции нынешней власти как в самом Туркменистане так и за его пределами. Мощная экономическая экспансия транснациональных корпораций, их заметное влияние на мировые политические процессы, ориентация на сотрудничество со странами центральноазиатского региона, способствовали повышению рейтинга Туркменистана у стран Запада. В этой связи сегодня это небольшое, по численности населения, унитарное государство, с богатейшим сырьевым потенциалом, вызывает довольно благоприятное впечатление у всего мирового сообщества.

В начале постсоветского периода Запад проявлял активность в финансировании оппозиционных групп в странах СНГ в духе ценностей демократии, а заодно и для решения своих внешнеполитических интересов. Руководители оппозиционных партий или групп могли апеллировать к западным правовым институтам при возникновении проблем с местной властью.

В настоящее время так называемой туркменской оппозиции за рубежом не к кому апеллировать в контексте ослабления позиции Запада по контролю геополитической ситуации на фоне усиления исламистких настроений мусульман и привлекательности внешнеполитической роли России. Смена правителей в Северной Африке и на Ближнем Востоке, гражданская война в Сирии, непредсказуемая ситуация в Украине, усиление стратегических позиций России в разрешении острых политических вопросов (присоединение Крыма к РФ), успехи переговоров Запада с Ираном по его ядерной программе, а также малоустойчивое финансово-экономическое положение многих европейских стран отодвинули на задний план решение вопросов прав человека и наличие оппозиции, альтернативных политических партий.  США так увязли в своих военно-политических проблемах в Ираке, Ливии, Иране, Афганистане, что им, казалось бы, не до  вмешательства во внутриполитическую жизнь бывших советских среднеазиатских республик, в том числе и Туркменистана. Тем не менее, у «высоких приверженцев демократии» осталась слабая надежда взрастить внутренних политических оппонентов в этом сложном в геополитическом смысле регионе. Но опираться по большому счету не на что и не на кого.

После смерти бывшего министра иностранных дел Туркменистана Авды Кулиева, перешедшего в стан оппозиционеров через год после образования независимого государства и спустя 10 лет организовавшего за границей оппозиционное объединение Союз демократических сил Туркменистана, сколько-нибудь серьезных оппозиционеров за рубежом нет.

Позиционирующих себя оппонентами туркменской власти, таких как бывший председатель Центрального банка Худайберды Оразов и экс-посол Туркменистана в Турции и Израиле Нурмухаммед Ханамов и иже с ними десяток проворовавшихся госчиновников, бежавших за «бугор» из боязни правосудия, никто на родине не принимает всерьез. Помнится, как прежний руководитель страны на одном из правительственных заседаний, которое транслировало республиканское телевидение, распекая Х.Оразова за профессиональные ошибки, упрекнул его также за ремонт дома у любовницы, стоимостью в 100 тысяч американских долларов. В начале двухтысячных для туркменистанцев такая сумма казалась космической! Н.Ханамова Туркменбаши также не обошел вниманием, критикуя его за нарциссизм. Вместо того, чтобы заниматься своими непосредственными дипломатическими обязанностями, посол, по словам Сапармурата Ниязова, не вылезал из турецких косметологических кабинетов. Чувство брезгливости у рядовых туркменистанцев вызывали прилюдные (показывали по местному ТВ в начале 2003 года) унизительные покаяния, плач и омерзительное раболепие, продемонстрированные так называемым  правозащитником Фаридом Тухбатуллиным и американским горе-бизнеменом Леонидом Комаровским. Получив помилование, они скоропалительно покинули Туркменистан и стали распространять уже иные «показания», отрабатывая западные гранты. Их жалкая критика, основанная на сообщениях от нечистоплотных периферийных информаторов, высасывающих хулу из пальца и не замечающих слона в своем мелочном ажиотаже, рассчитана на иностранное восприятие. Нас, туркменистанцев, живущих здесь и сейчас, эти мелкие выпады не будоражат, и тем более не приведут к дестабилизации общества.

А это значит, что совершенно напрасно упрекают финансовые доноры «туркменскую оппозицию в изгнании» и «правозащитников» за пассивность. Как гласит туркменская народная пословица, собаки лают, а караван идет.
По – человечески, очень жаль этих людей, оторванных от своей родины, народа. От своих они отошли, а до чужих – так и не дошли.

Практически старая оппозиция, как не состоявшаяся, ушла с политической сцены, а новая еще не появилась в силу конкретных причин. Руководство страны, конечно же,  понимает необходимость создания легальной оппозиции как залог цивилизованного функционирования общества, экономики, и в целом – государства. Однако не все так просто. Молодая страна в своем развитии выстраивает поступательное эволюционное продвижение в соответствии с современным уровнем общецивилизованных ценностей. В части туркменского общества любые прецеденты оппозиционного настроения демпфируются активностью главы государства и правительства в решении местных и государственных социально-экономических задач, что вызывает доверие рядовых граждан, оптимизируя общественный климат. Власти обеспечивают некоторую экономическую  стабильность, эволюционным путем осуществляется отдельные социально-экономические преобразования. Все это позволяет избежать конфронтации в обществе.

Таким образом, в Туркменистане сегодня не возникает естественных условий для оппозиционных настроений. Надо отметить, что страна совершенно уникальна в отличие от своих центральноазиатских соседей.

Во-первых, статус нейтралитета позволил государству принципиально не участвовать в международных военных и военно-политических альянсах и блоках, стал гарантом от любого внешнего принуждения втянуть страну в какие-либо формы регионального соперничества и, главное, обеспечил безопасность державы.

Во-вторых, государство известно своими огромными углеводородными ресурсами, добыча и экспорт которых позволяет поддерживать стабильность промышленности, сельского хозяйства и обеспечивать достаточный уровень жизнеобеспечения немногочисленного населения.

Туркменистан очень привлекателен для иностранных инвесторов, не спадает «бум» жилищного и гражданского строительства, который создает дополнительные рабочие места и хороший заработок специалистам и рабочим. Умеренные цены на продукты питания, низкие тарифы на коммунальные услуги, с учетом лимитирования расходов на бесплатное пользование электроэнергией, природным газом и питьевой водой. Так, согласно данным Всемирного банка, опубликовавшим сведения об объемах экономик стран мира на основе оценки валового внутреннего продукта и валового национального дохода по состоянию на 2013 год, объем ВВП Туркменистана составил $33,679 млн. Показатель дохода на душу населения в Туркменистане составил $ 5550. Это позволило отнести страну к группе "доход выше среднего уровня" занять 90-е место в рейтинге по объёму ВВП из 190 стран мира.

Еще одна существенная ремарка. Многие зарубежные журналисты, освещающие Туркменистан, не то что никогда не жили в этой стране, но даже наскоком не бывали, за исключением пары-тройки приглашенных на различные международные мероприятия. И, что удивительно, они, не покладая рук, штампуют предвзятые заказные статьи, имеющие много фактических неточностей, скомпилированных на основе чужих ранее опубликованных статей о стране, туркменском народе, его житье-бытье, правительстве, оппозиции и оппозиционерах, из которых последние за десятилетия, проведенных на чужбине, забыли, как вкусно пахнет тамдыр-чорек.

Миве Аллаярова