Фома неверующий из Глазго
28 Апрель 2016 г., 08:48

Сегодня с трудом верится в то, что буквально четверть века назад о Туркменистане мало кто знал не только в мире, но и в самом бывшем СССР (особенно в его европейской части), в составе которого он находился в качестве союзной республики. И это притом, что львиная доля добываемого тогда туркменского природного газа (до 80 млрд. м³) экспортировалась по газомагистрали «Средняя Азия – Центр» и далее в Европу. То же самое можно сказать и про туркменский хлопок, другую сельхозпродукцию страны.
Новая же история страны началась с развалом «нерушимой» и обретением Туркменистаном государственной независимости. В наши дни политики мира знают Туркменистан уже благодаря её статусу постоянного нейтралитета и мирным инициативам правительства.
Сегодня ведущие деловые и финансовые круги инвестируют в экономику страны и реализуют многомиллиардные проекты. Что касается гуманитарного измерения, то Туркменистан и здесь является настоящей находкой для археологов (Мерв, Кёнеургенч и Ниса входят в список всемирного наследия ЮНЕСКО). Ахалтекинские скакуны, туркменские алабай и тазы, туркменские ковры, дыни, бальнеологические курорты и санатории, туристические объекты… Всего не перечислишь.
Еще Туркменистан занимает четвертое место в мире по своим запасам природного газа.
Так что, интереса извне к стране не занимать. Однако, как говорят, интерес интересу рознь. Некоторые свой интерес по отношению к Туркменистану выражают весьма неординарно. И тут, к сожалению, от крайностей не застрахованы даже ученые.
К примеру, недавно преподаватель центрально-азиатских исследований университета Глазго (Шотландия) доктор Лука Анчешчи (Luca Anceschi) усомнился в перспективах реализации проекта газопровода ТАПИ (Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия) уж очень оригинальным способом.
Видите ли, чтобы убедить этого ученого мужа-материалиста на старте строительства туркменского участка проекта, правительство страны не предоставило ему в качестве доказательства … снимки с места работ, «например видео, где экскаваторы начали копать». Возмущенный до глубины души этим «вопиющим» обстоятельством, он заявил: «Мы удостоверены о том, что правительство Туркменистана хочет, чтобы мы знали, что строительство этого проекта началось. Но, ни картин, ни телевизионных кадров о выполненных работах не существует!».
Могу допустить, что уважаемый Анчешчи не смотрит каналы туркменского телевидения. Но о закладке первого камня под строительство ТАПИ в декабре 2015 года, при которой принимали личное участие президенты Туркменистана и Афганистана, премьер-министр Пакистана и вице-президент Индии, сообщали все ведущие новостные агентства мира. И даже сообщения с фото и видео снимками были.
Однако, господину Анчешчи этого оказалось недостаточно. По этому поводу даже появилась статья на сайте eurasianet.org - «Туркменистан: Является ли проект трубопровода попыткой, чтобы скрыть бюджетные неприятности Ашхабада?», со ссылкой на слова сего уважаемого ученого.
Чтобы понять, в чем же тут смысл, нужно обладать не меньшей ученостью, чем у Анчешчи. Не понимаю, зачем той или иной стране запускать капиталоемкие проекты, если она на самом деле испытывает финансовые издержки. Слышал, что раньше в случае «бюджетных неприятностей» подобные проекты замораживают.
Наверное, у каждого свое видение ситуации. Наверно, Анчешчи из тех, кто не поверит, что наступило утро, пока не увидит Солнце.
Туркменистан же на пути своего все прогрессирующего развития не раз встречал скептические взгляды и мнения, в том числе и лиц, обладающих высокими учеными регалиями. В свое время многие не верили, что за столь короткий промежуток времени один за другим будут реализованы проекты трех веток магистрального газопровода «Туркменистан-Узбекистан-Казахстан-Китай». Как видим, в наши дни строится и четвертая ветка.
В республике никто не сомневается, что и ТАПИ будет реализован. Потому что он (проект) несет мир и благополучие региону.
Керимгулы Агаев