Приходи, посмотри, а затем… поговорим
26 Апрель 2014 г., 11:27
.jpg)
Не уверен на все сто, но очень хочется верить, что и сегодня в России, да и на всём постсоветском пространстве ещё памятно звучит слово Кушка. Это слово было известно каждому советскому школьнику. Кушка некогда самая южная точка великой империи. Кушка оплот надёжности и стабильности. В прежние времена это был город с одной улицей и большей частью населения, которое передвигалось преимущественно в строевом порядке. Самую высокую сопку под Кушкой и сегодня венчает 10 метровый каменный крест, установленный здесь к 300-летию царского дома Романовых. В земле под крестом просторная часовня, на стенах которой ещё различимы подписи, оставленные солдатами в начале прошлого века. В связи с тем, что в районе Кушки находилась самая южная точка не только СССР, но и Российской империи существовала армейская пословица: «Меньше взвода не дадут, дальше Кушки не пошлют». После ввода войск в Афганистан возникло её продолжение: «А теперь меня надули - оказался я в Кабуле».
Лично для меня Кушка это малая родина. Здесь я родился и вырос. Такой душевности, людского обаяния, доброжелательности, наверное, вы не встретите больше нигде. Особая аура здешних мест накрывает всё и вся. Не терпимы здесь к врагам, нет вернее друзей, чем из этих мест. Сам город возник как форпост, крепость и, видимо это постепенно со временем накладывало на всё здешнее отпечаток особого, истинного, не наигранного патриотизма. Этим чувством пронизывался каждый мальчишка-кушкинец. И не удивительно, что многие из них впоследствии становились военными.
Теперь, будучи вполне зрелым человеком, я до сих пор не могу спокойно относиться к любой несправедливости по отношению к кушкинцам, а за честь города вообще готов сцепиться с любым. Собственно, именно чувство обиды и заставило меня написать всё, что вы сейчас читаете. Жаль не знаком мне автор пасквиля, опубликованного в Интернете под «красивым» названием «На самой южной точке прежней империи...». Имя его - Аллан Алламов, вроде и имя и фамилия указывают на то, что он из здешних мест, но я как не пытался, не смог его разыскать. А жаль. Есть, что ему сказать тет-а-тет. Но ничего и заочно, думаю, мало не покажется. О чём же пишет Аллан. «… в микрорайоне «Южный» военные торгуют квартирами» или «… построили школу у самой границы». Ну, и так далее, в этом же недовольно-субъективистском стиле. «Русские уехали, ничего не осталось, житья им здесь нет…»,-вторят ему в унисон другие. Короче, сплошной навет и клевета.
Да, в Серхетабаде (бывшая Кушка) действительно есть такой дом, но никто там ничем не торговал и не торгует. Были жильцы, временно вселённые хякимликом, но теперь в соответствии с военной реформой, включающей в себя ряд важных аспектов, и, в первую очередь, из-за необходимости приведения в надлежащий порядок зданий и всей материально-технической базы войсковых частей, а, во-вторых, с целью обеспечения жильём молодого пополнения офицерского состава, ранее проживавшим в пустовавших квартирах жильцам выделяются земельные участки и новые квартиры.
В соответствии с государственной программой развития городов и поселков, в Серхетабаде, как и везде по республике, год назад местными строительными фирмами возводится здание новой школы, рассчитанной на 1200 мест, но никак не «…перепрофилированную и не рядом с колючей проволокой», как это пишет Алламов. И в этом нет ничего особенного, школа строится на одной из сопок. Строителями учтены все особенности местного ландшафта и выбрано подходящее место. А мы в своё время пешочком до школы и дальше хаживали. Было бы желание учиться.
С распадом Советского Союза и обретением Туркменистаном независимости, в результате постепенной передачи функций защиты южных рубежей национальным вооружённым силам и пограничным войскам российское военное присутствие в регионе завершилось. За несколько дней до наступления 2000 года Туркмению покинул последний строевой генерал - теперь уже бывший командующий российской оперативной группой погранвойск Владимир Коновалов. Перед отъездом он уверенно заявил, что после нескольких лет совместной с российскими специалистами охраны южной границы туркменские пограничники обрели достаточные боевую мощь и выучку, чтобы самостоятельно оберегать свою землю. И эти слова мною вспомнились не случайно. В последнее время почему-то, особенно, в российских электронных СМИ, искусственно нагнетается «напряженная» ситуация на туркмено-афганской границе. Если не верите мне, поверьте своему генералу, у нас, слава аллаху, всё спокойно на границе, но если что, выучка генерала нашими пограничниками не забыта. Да к тому же, подоспело новое поколение кадровых офицеров, имеющих навыки управления суперсовременной техников и боевым оружием. Но самое главное, нет у нас врагов, а границы - границы дружбы и добрососедства, в том числе с Афганистаном.
И ещё об одном. Когда кругом на постсоветском пространстве сносят памятники прежней империи, притесняют малые народности, кушкинцам, поверьте, дико всё это слышать. Никто ничего здесь не ломает и не сносит. Это ведь, общая история, в том числе история города. Никто никого не притесняет ни по языковому, ни по иному какому-либо признаку. Не верит, Алламов, пусть найдёт меня. Готов с ним пройтись по родным улицам.
Ищущий очной встречи с Алланом и, не желающий ему ничего плохого, коренной кушкинец,
Алмаз Сапаров