Российский газ не будет конкурировать с туркменским
12 Июнь 2014 г., 18:23

Соглашение о поставках российского газа в Китай сроком на 30 лет, общей суммой контракта в 400 млрд. долларов, по мнению экспертов экономически выгодный по пути расширения взаимовыгодного партнерства. Проект создает новую политическую концепцию на территории Евразии. Курс на создание новой энергетической структуры в Азии не повлияет на развитие экономических отношений Китая с другими странами, поставляющих в эту страну углеводородное сырье. По данным экспертов для энергетических нужд, Китаю только в ближайшие годы потребуется более 250 млрд. кубометров газа.
Запуск в сентябре 2013 года новых мощностей на месторождении Галкыныш с участием руководства Туркменистана и Китая, позволяет увеличить поставки газа в Китай до 40 млрд. кубометров. Запуск еще двух веток газопровода через Таджикистан и Кыргызстан позволит довести до 2020 года общий объем туркменского газа, поставляемого в КНР, до 65 млрд. кубометров в год. Объем газа в 38 млрд. кубометров из России в Китай не затронет вопросы энергетической безопасности и взаимовыгодного стратегического сотрудничества между Туркменистаном и КНР. Объем потребления газа и динамика развития китайского рынка позволяют судить, что какой-то конкуренции с другими поставщиками газа в Китай не предвидится.
Для Туркменистана сотрудничество в газовой сфере имеет огромное значение. Даже подписание соглашения России и Китая не имеет серьезного отрицательного значения для Туркменистана. Общие процессы, которые сейчас складываются на газовом рынке Евроазии, никоим образом не скажутся на двустороннем сотрудничестве Туркменистана и Китая. Просто произошла, постепенная переориентация на другого потребителя - Китай. Эта переориентация будет расширяться в южном направлении. Кроме того, у Туркменистана «в запасе» есть и другие не менее перспективные проекты- ТАПИ, НАБУККО. Отдельные из них, в свете последних, изменений выглядят очень даже перспективно.
Например, проект Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия. Чтобы ни говорили, но проект ТАПИ будет решен, нужно только время. Конечно существует ряд преград и в первую очередь военная ситуация в Афганистане, возможны угрозы и риски чрезвычайных происшествий. Однако противоборствующие стороны понимают, что трубопровод ТАПИ, это экономический прогресс, это валюта, тепло, изменение инфраструктуры, создание новых предприятий, социальное улучшение населения. Нет сомнений в том, что туркменский газ пойдет по южному потоку. В этом заинтересованы все четыре среднеазиатские стороны. В ходе недавнего визита в Туркменистан госминистра нефти и природных ресурсов Пакистана Джам Камал Хан подчеркнул, что Исламабад рассчитывает в ближайшем будущем на реализацию проекта ТАПИ, который «жизненно важен для экономического региона».
Российские компании заинтересованы в участии при строительстве газопровода ТАПИ, заявил вице-премьер РФ А.Дворкович, выступая на Международном газовом конгрессе в г. Туркменбаши. Проект газопровода ТАПИ получил одобрение ряда государств, в том числе РФ и США.
Гусейн Халилов