СЕГОДНЯ НА САЙТЕ: Футболисты «Аркадага» примут «Ахал» в матче чемпионата Туркменистана по футболу Сегодня, 11:18Глава телеканала «Большая Азия»: «Мы обрели единомышленников в лице Туркменистана» Сегодня, 11:12В Аппарате Омбудсмена Туркменистана состоялся семинар по репродуктивным правам женщин Сегодня, 11:09Глава Туркменистана поздравил соотечественников с годовщиной Благотворительного фонда имени Гурбангулы Бердымухамедова Сегодня, 11:06Туркменистан собрал ведущие мировые СМИ на Международном медиафоруме Сегодня, 11:00Туркменистан и Иран намерены укрепить сотрудничество в области транспорта Сегодня, 10:56

«Прокрустово ложе» демократии без границ…
14 Ноябрь 2016 г., 18:47

Не кажется ли вам, уважаемые читатели, что в мире развелось мерено-немерено всяких агентств и организаций, провозгласивших себя международными, которые сами себе и делегировали право судить обо всех и вся? Они без конца возятся  составлением своих каких-то безосновательных рейтингов и списков, опираясь на данные, принесенные на сорокином хвосте, выставляют все это в интернете, и в итоге называют свои бредни свободой слова и демократией.

Если голословные нападки на других именуются плюрализмом мнений, то и воспользуюсь своим правом ответить тем, чье мнение считаю не только ошибочным, но и неэтичным и аморальным.

В начале ноября 2016 года организация «Репортеры без границ» опубликовала на своем сайте список тех, кого она решила обозвать «врагом свободы печати». Состоящий из 35 пунктов сей список включает в себя глав 29 суверенных государств и … 6 преступных и террористических организаций. Да, дорогие читатели, ваше зрение не обманывает вас, «Репортёры», действительно, рядом с общепризнанными, уважаемыми политиками с мировым именем, поместили ту же террористическую организацию «Исламское государство». Лично для меня проблематично постичь, как можно было додуматься включать в один список организацию радикалов-деградантов и государства, которые ведут эффективную и значимую для всего мира вооруженную борьбу против нее.

Другой вопрос, чего стоят все эти рейтинги и составляющие их организации, а также многоголосый хор за их спинами, все вместе взятые. Сегодня даже идеологически неподкованные читатели практически не питают никаких иллюзий относительно их «бескорыстности и непредвзятости». К огромному сожалению, иные правозащитные структуры и не пытаются, хотя бы ради приличия, скрыть свою политическую ангажированность. По-видимому, наоборот, даже рады послужить инструментарием для оказания давления на неугодных кое-кому стран и политиков, а также вмешательства во внутренние дела суверенных субъектов мировой политики.

Считаю, что у «Репортёров без границ» все же должны быть границы. Границы этики и морали, нравственные, нарушив которые было бы цинично заявлять о своей объективности.

Мы все знаем о многогранности и уникальности окружающего нас мира. Учитывая это многообразие, как можно демократию превращать в «Прокрустово ложе», норовить обрубать или вытягивать конечности выбранных в качестве жертв, не принимая во внимание ментальность каждой нации и страны? Правильно ли пытаться всех унифицировать, слепить из них нечто, по своему образу и подобию? Если да, то не получается ли так, что земные «творцы» вроде «Репортёров» замахиваются на роль Всевышнего?

В свой пресловутый список организация «не забыла» включить и Туркменистан.

Как известно, почитание старших у туркмен в крови, и оно передается из поколения в поколение. Издревле отец опекал сына, и после достижения им совершеннолетия. В сложные жизненные ситуации сын всегда шел (и идет) к отцу за дельным советом, и в большинстве случаев право принятия важных решений оставалось за старшим в семье. Так, если смотреть глазами «Репортёров», получается ли, что данная традиция вредна, что отец не оставляет личного пространства сыну, и поэтому приходится ему врагом?.. Отмечу, что в Туркменистане крайне редки случаи, когда дети отдают пожилых родителей в дом престарелых.

У туркмен молодая невеста в семье, в знак уважения к свекру и свекрови, а также старшим братьям и родственникам мужа, в их присутствии хранит молчание, при необходимости общается с ними через младших. В подавляющем большинстве семей традиция почитается до сих пор. Можно ли данное обстоятельство назвать ущемлением права невесты на свободу слова и волеизъявления?

Думаю, что получить однозначные ответы на эти вопросы, чтобы они устраивали всех, не удастся. И это правильно – ведь ментальность у всех разная, и каждый народ чтит свои исконные традиции. Однако, если бы перечисленными вопросами задавались, например, те же «Репортёры», то одно это уже означало бы хоть какой, но все же прогресс.

Халмырат Тойлыев