СЕГОДНЯ НА САЙТЕ: Японский фотограф Дайсукэ Куджираока поделился мнением о Туркменистане Сегодня, 12:03Туркменистан и Кыргызстан активизируют сотрудничество в области молодежной политики Сегодня, 11:58Замдиректора ТАСС опроверг наличие угрозы искусственного интеллекта современной журналистике Сегодня, 11:56Преподаватель МГУ высоко оценила культуру и глубокие познания студентов Туркменистана Сегодня, 11:48Преподаватель МГУ Анна Беликова отметила особенность культуры тюркских народов Сегодня, 11:44Представитель МТРК «МИР» высказалась о высокой актуальности новостей о Туркменистане Сегодня, 11:37

Каждый мошенник расчитывает на плохую память того, кто должен быть обманут
08 Февраль 2017 г., 12:45

Экс-чиновнику припомнили торговлю ахалтекинцами

Гельди Кяризов, отвечавший за развитие коневодства в Туркменистане, нанес серьезный урон популяции редких лошадей, утверждают сайты Росбалт и ИА «Национальные интересы».

Бывший туркменский чиновник Гельди Кяризов, который по должности отвечал за развитие коневодства в стране, нанес существенный урон популяции редких лошадей и всей отрасли. С таким заявлением выступил народный коннозаводчик Базарбай Мередов, ранее занимавший пост первого заместителя главы государственного учреждения по развитию коневодства.

«Кяризов, как и большинство из этой когорты, является очередным и банальным проворовавшимся чиновником высокого ранга с уголовным прошлым, который после выезда за переделы страны удивительным образом трансформировался то ли в правозащитника, то ли в «борца с режимом», - считает Базарбай Мередов.

По словам Мередова, риторика Кяризова без какой-либо критической и объективной оценки сразу подхватывается рядом сомнительных новостных сайтов, которые, в свою очередь, создают вокруг фигуры экс-чиновника ореол мученика и непримиримого борца с властью, якобы внесшего неоценимый вклад в развитие коневодства в Туркмении.

Однако ложной и не соответствующей действительности распространяемую Гельди Кяризовым информацию считают, в том числе, его родственники. Так, брат экс-чиновника Байрам Кяризов опубликовал в социальных сетях видео, в котором призвал его «не поддаваться чужим манипуляциям и провокациям», а также «не распространять позорящую свой народ и семью ложную информацию».

Люди, которые действительно стояли у истоков становления коневодства в Туркмении, отмечают, что для составления объективного портрета Кяризова достаточно вспомнить его темные дела из прошлого. Как пояснил бывший коллега экс-чиновника Базарбай Мередов, руководя объединением «Туркменатлары», в ведении которого находится развитие коневодства, Кяризов нанес колоссальный урон популяции ахалтекинской лошади в Туркменистане.

Считается, что этот вид лошади был выведен более 5000 лет назад и является уникальным, вследствие чего он оказал воздействие на такие известные виды как арабская и английская скаковая.

«Гельди Кяризов, будучи главным лицом, ответственным за сохранение и развитие популяции ахалтекинцев, незаконно продавал бесценных чистокровных скакунов за рубеж. Мне известно, что в числе незаконно вывезенных и проданных в одну из арабских стран есть жеребцы  Гарип Ата  и Гайнарбаба, реализованные за 100 и 50 тысяч долларов соответственно», - отметил Мередов.

«Закон в Туркменистане запрещает продавать чистокровных ахалтекинцев за рубеж. Вывести их из страны он мог лишь, провернув незаконные махинации, сфабриковав документы на них как на метисов. Как может он говорить о любви к лошадям, если собственноручно лишил туркменскую землю таких чистокровных красавцев и потенциальных чемпионов?» – возмущается Базарбай Мередов.

По данным туркменских экспертов, в середине 1980-х годов Гельди работал в сфере торговли и имел тесные связи с одним из руководителей торговли Ашхабадской области. Вместе они заключали различные «деловые соглашения», в том числе связанные с куплей-продажей лошадей. В 1986 году через свои связи Кяризов стал инициатором и руководителем конного пробега Ашхабад – Куняургенч – Ашхабад. Тогда профильное ведомство поддержало эту идею, поскольку она была хороша для широкой пропаганды ахалтекинского скакуна.

«Но после, сопоставив факты, мы узнали, что стоит за этой затеей. Часть чистокровных лошадей, участвовавших в пробеге, под различными предлогами была оставлена в северном приграничном районе, а после была продана в соседнюю республику», – поясняет Мередов.

Мередов подчеркнул, что он и еще несколько сотрудников Объединения неоднократно обращались с заявлениями в вышестоящие инстанции по данным фактам, однако Кяризову через свои связи постоянно удавалось заминать эти дела.

«Если у Кяризова есть смелость, с которой он предъявляет претензии нынешним туркменским коневодам, пусть сначала он ответит, где эти два скакуна и как они были проданы», – резюмирует еще один его бывший коллега.

Базарбай Мередов уволился с должности заместителя председателя государственного объединения «Туркменатлары» за несколько месяцев до того, как Кяризов был назначен на пост председателя этого ведомства (приравнивается к посту министра).

«Мне неоднократно приходилось сталкиваться с Кяризовым по работе. На одной из таких встреч Гельди, имея в виду мою бескорыстность и честность на высоком посту, сказал, что «если ты и дальше в том же духе будешь ходить, развесив уши, то никогда не разбогатеешь», – подчеркнул его бывший коллега.

По его словам, все знающие Кяризова люди прекрасно понимали, что повсеместно выражаемая им любовь к лошадям является всего лишь прикрытием для личного обогащения. На данный момент любые попытки чиновников по незаконному обогащению в этой сфере строго пресекаются. Как отметил Базарбай Мередов, такие, как Гельди Кяризов, не смогут бросить тень на авторитет туркменского коневодства и чистоту туркменского поголовья ахалтекинских скакунов, которые являются гордостью страны.

Как сообщалось ранее, народный коневод республики Базарбай Мередов является уроженцем этрапа Губадаг Дашогузского велаята. В 1967 году он получил образование зоотехника в туркменском сельскохозяйственном вузе, работал на многих ответственных должностях, защитил докторскую диссертацию. На данный момент он является профессором кафедры животноводства Туркменского государственного сельскохозяйственного университета. Сейчас ему 77 лет, но, несмотря на преклонный возраст, Базарбай Мередов продолжает передавать свои знания молодому поколению туркменских коневодов в родном университете.