СЕГОДНЯ НА САЙТЕ: ВОЗ провел семинар для туркменских фтизиатров Сегодня, 12:05Туркменистан и Таджикистан организовали творческую встречу, посвящённую дружбе двух народов Сегодня, 11:43Посол Федеративной Республики Сомали посетил МИД Туркменистана Сегодня, 11:14Глава МИД Туркменистана принял исполнительного директора по международным связям компании «Etihad Rail» Сегодня, 11:10Консул Туркменистана Пирмухаммедов обсудил сотрудничество с университетами США Сегодня, 10:45В Ашхабаде пройдет концерт «Песни Победы» Сегодня, 10:44

Трудности возрастают по мере приближения к цели. Но пусть каждый совершает свой путь, подобно звездам, спокойно, не торопясь, но беспрерывно стремясь к намеченной цели.
29 Август 2013 г., 11:24

Современный Туркменистан и Китайскую Народную Республику разделяют огромные расстояния в многие тысячи километров, труднопреодолимые горы и большие пустыни. Тем не менее, наши народы, издревле контактируя, обменивались не только необходимыми товарами, но и щедро делились практическим опытом и наработками, всегда относясь друг к другу с большой симпатией и уважением. А национальные культуры двух народов, взаимодействуя на протяжении многих столетий, значительно обогатились, переняв друг у друга многое из того, что относится к святая святых духовного наследия. 

Может быть, поэтому туркмены и китайцы близки друг к другу своими национальными характерами. Да и не только… 

Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов два года назад в интервью представителям средств массовой информации КНР рассказывал о том, как специалисты, изучая древние рукописи и манускрипты, пришли к выводу, согласно которому туркменский и китайский народы взаимодействовали еще на ранних этапах своей истории. В летописях есть сведения о том, что в иной год в наши края прибывало до десяти китайских миссий. Когда одно из таких посольств было направлено императором У-ди в Парфию, – могущественное государство, созданное туркменами в античную эпоху, – китайских гостей на всем пути, начиная от границы, торжественно сопровождала 20-тысячная парфянская конница, что было проявлением высокого уважения к дипломатам далекой Поднебесной… 

При слове «Китай» у большинства людей возникают ассоциации, связанные с Великой Китайской стеной, отгородившей Поднебесную от остального мира, а также с экзотическими палочками для еды и замысловатыми иероглифами. Женщины к первоначальным впечатлениям добавят, скорее всего, изящные ткани, китайскую кухню и медицину, а мужчины, конечно же, боевое искусство ушу и быстро прогрессирующий в Китае футбол. 

Однако современный Китай представляет собой значительно более глубокий феномен, чем распространенное поверхностное мнение о нём. 


Чтобы составить своё представление о современной Поднебесной и воочию увидеть преобразования, происходящие в КНР, группа туркменских журналистов отправилась в эту страну. 

Забегая вперед, отметим, что мы с лихвой убедились в том, что современный Китай – страна с мощной экономикой, развитым сельским хозяйством, передовой наукой и бережно сохраненными культурными традициями и духовным наследием. И еще: Поднебесная удивительно красивая страна, где живут замечательные люди – гостеприимные, душевно открытые, любящие свою родину и гордящиеся ее богатой историей и нынешними успехами. И этим обитатели Поднебесной очень похожи на нас, туркменистанцев. 

И вообще мы обратили внимание на то, что у китайцев и туркмен много общего в национальных характерах. 

Что это? Действие каких-то скрытых природных факторов или результат многовекового тесного сотрудничества? 

Трудно сразу ответить. Но для нас, согласно историческим сведениям, китайский народ на протяжении многих и многих веков был надежным партнером и верным другом, который с большим уважением относится к туркменскому народу. И в этом мы убеждались каждый раз, будь то официальные встречи с высокопоставленными чиновниками или же с простыми людьми из самых разных уголков этой необъятной страны, с которыми мы встречались во время нашей поездки. 

Но вначале – немного об упомянутых выше укоренившихся в массовом сознании ассоциациях на китайские темы. 

Как уже было сказано, первое, что у большинства людей приходит на ум при слове «Китай» – это Великая Китайская стена… Она, и в самом деле, впечатляет, поражает своим величием. И дело не в её протяженности – хотя более 8 тысяч 852 километров делают этот древний памятник архитектуры крупнейшим из когда-либо сооруженных на нашей планете. 

По долгу службы часто бывая в различных странах мира, мы никогда не видели более грандиозного архитектурного сооружения, чем Великая Китайская стена. Ни одно из них на Земле не имеет такую многовековую историю своего создания. Возведение Великой стены началось еще в III веке до нашей эры по указу императора Цинь Шихуанди. Ее строили сутки напролет в течение более полутора тысяч лет, и завершили в XV (по некоторым данным, в XVII) веке. Она должна была не только защищать подданных китайского императора от вражеских набегов, но и способствовать объединению разрозненных китайских провинций в мощную монолитную империю. И с этой своей функцией Великая стена справилась, как утверждают китайцы, блестяще. 

Четверть века назад Великая Китайская стена была включена в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО как одна из величайших исторических достопримечательностей. Ежегодно ее посещают около 40 миллионов туристов. И что удивительно, подавляющую часть из них составляют сами китайцы, которые приезжают сюда со всех уголков Поднебесной. Их много, они текут сюда непрерывным потоком – и взрослые люди, и малые дети, и совсем уже глубокие старики. 


Многие из китайцев эту поездку воспринимают как своеобразное паломничество, ибо Великая стена для них, как нам сказали, место особое, даже святое. И этой своей чертой они напоминают нас, ведь и туркмены, с глубоким почтеньем относясь к своим национальным святыням, часто посещают место упокоения Махтумкули и Азади, Мавзолей Ходжа Ахмеда Ясави, комплекс «Уч йуз алтмыш» и мн.др. 

Китайцы похожи на нас и в том, что это народ очень доброжелательный и открытый, и если их о чем-нибудь спрашиваешь, то они с большим удовольствием вступают с вами в контакт, с упоением рассказывая о своих достопримечательностях. 

Здесь нам поведали легенду о женщине, которая, узнав, что ее погибшего мужа захоронили в Великой стене, горько рыдала до тех пор, пока слезы не размыли тот участок, где было замуровано тело ее мужа. И только после этого она смогла предать его останки земле… 

Мы тут же для себя отметили, что немало похожих легенд о трогательной любви и верности бытует в коллективном сознании нашего народа. Например, о Куняургенчском минарете, крепости Довкесен и др. Хотя исторической правды, как нам сказали китайские собеседники, в этой истории нет – при возведении Великой стены для надежности скрепления камней строители использовали лишь раствор… из рисовой муки. 

Вдоль всей Великой стены были возведены смотровые вышки, достигающие до 12 метров высотой. В случае опасности на вышке разжигались факелы, костры или подавались другие сигналы. И в этом случае мы для себя отметили, что наши предки поступали точно так же, разжигая костры на возвышенностях или крепостных стенах, тем самым, подавая на большие расстояния сигналы о приближении войск противника. 

Западная секция Великой стены служила для защиты караванов, передвигавшихся по Великому Шелковому пути в сторону Туркменистана, один из главных маршрутов которого пролегал по территории нашей страны. А туркменский город Мары (или как его называли в древности – Мерв) на древних китайских картах обозначался в качестве важнейшего населенного пункта на знаменитом торговом пути, соединявшем расчетливый Западный мир с загадочным и экзотическим Востоком. 

И еще нам рассказывали, что это грандиозное сооружение в последний раз участвовало в защите обитателей Поднебесной в 1938 году. И память об этом - следы от множества пуль, оставшиеся на Великой стене. 

…Что касается другой ассоциации, возникающей в сознании обывателя при слове «Поднебесная» – так это китайские палочки для еды. Научиться с их помощью есть не так уж и трудно. Хотя поначалу будет казаться, что Всевышний одарил вас слишком малым количеством пальцев, чтобы управлять таким сложным приспособлением, как две небольшие деревянные палочки. Так, например, чтобы захватить ими, скажем, жареный фундук, вам придется немало потрудиться. И если вы его слишком сильно зажмете между палочками, то он может, соскользнув, залететь в тарелку вашего соседа. Но не стоит слишком сильно сокрушаться о такой потере. Высока вероятность того, что и в вашей тарелке может оказаться непредвиденный кусочек еды от соседа по столу, который так же, как и вы пытается освоить сложную науку управления неуправляемыми китайскими палочками. 

И еще собеседники уверяли нас в том, что в природе нет ничего несъедобного - есть только плохие повара. Ибо вкусное блюдо можно приготовить из всего, что ползает по земле (кроме, разумеется, танков), из всего, что плавает в море (помимо подводных лодок) и из всего, что летает в небе (за исключением самолетов). И необыкновенно богатая на блюда и разнообразная на вкус китайская кухня – аргументированная констатация этой мысли. 

Конечно же, кулинария Поднебесной очень оригинальна (иногда нам казалось, что даже слишком), во многом благодаря тому, что прежде чем достичь сегодняшней изысканности и совершенства, кулинарное искусство китайского народа прошло длительный исторический путь развития. Когда мы познакомилась с традициями китайской кухни, то поняли, что она в целом открывает большие возможности для понимания богатой по содержанию китайской культуры. 

Нас удивило то огромное количество продуктов из съедобных растений, которые открыли китайцы за длительную историю аграрного развития. И еще нас поразили очень богатые представления китайцев о полезных свойствах лекарственных растений, которых в Китае, как и в нашей стране, великое множество. Здесь хорошо знают, с каким большим профессиональным интересом китайские специалисты переводили книгу Президента Гурбангулы Бердымухамедова «Лекарственные растения Туркменистана», ставшую популярной не только среди профессионалов, но и у многочисленной аудитории китайских читателей. 


У китайцев удивительным образом в полной гармонии сочетаются внутренняя уравновешенность и душевная безмятежность, с одной стороны, а с другой, – безграничное трудолюбие и сверхвысокие темпы в работе. Точно так же, как гармонично сочетаются плавные движения последователей оздоровительной гимнастики ушу с резкими, как бросок кобры, ударами родственного им боевого ушу. 

На улицах китайских мегаполисов до сих пор можно встретить тележки на велосипедной тяге, мирно сосуществующих с самыми крутыми автобрендами. Первых за последние годы стало значительно меньше. И это как символ процесса активного вытеснения всего устаревшего новым, наступление которого идет по всему фронту экономической и социальной жизни государства и общества. 

Китайцы далеко не сразу достигли столь разительных успехов. Они на протяжении XX века испробовали различные модели своего развития. И остановились на реализуемых в последние несколько десятилетий программах, которые отвечают коренным интересам народа. 

Традиционное трудолюбие китайцев, упорство в достижении поставленных целей, помноженное на природное богатство и применение современных технологий стимулировали невероятные темпы экономического роста. За короткий срок Китай, прорвавшись в группу стран-лидеров по выпуску различных видов товаров, стал претендовать на большую долю в мировой экономике. 

Вместе с тем Поднебесная – страна, народ которой бережно сохранил национальные традиции, которые, как и в Туркменистане, на протяжении многих тысяч лет определяли уклад и состояние общественной жизни. Китайцы, исповедуя принципы далеких предков к древним знаниям и философскому отношению к жизни, стали, как и мы, туркмены, активно применять IT-технологии и всевозможные ноу-хау. Иногда кажется, что развитие производства автомобилей в Китае происходит с большей скоростью, чем сами автомобили мчатся по широким автобанам, ибо здесь, в Поднебесной, за короткий срок был умело налажен выпуск почти всех популярных в мире автомарок. 

Увеличение автомобилей на улицах китайских мегаполисов, помимо утомительных пробок, породило дополнительные экологические проблемы – смог, превышающий допустимые нормы, стал нормой для Пекина. Но в наши дни китайские власти целенаправленно претворяют в жизнь экологическую политику, призванную смягчить негативное влияние научно-технического прогресса на окружающую среду. Этим тоже можно объяснить понимание и постоянную поддержку руководством Китая экологических инициатив Туркменистана. 

Китайцы с нескрываемым интересом и огромным уважением относятся к нашей стране и туркменскому народу, следят за преобразованиями, происходящими у нас, восторгаются высокими темпами развития нашей экономики, а те, кому посчастливилось посетить Ашхабад, - неповторимым обликом нашей беломраморной красавицы-столицы. И с высоким почтеньем говорят о нашем национальном лидере Гурбангулы Бердымухамедове, уверенно реализующем политику, направленную на благо туркменистанцев и всех народов мира. 

Да, мы очень похожи друг на друга своим философским отношением к жизни, бережным отношением к духовному наследию, своими национальными характерами. Да и не только… 

Несмотря на разные стартовые условия, особенности национальных моделей развития общества, у Туркменистана и Китая высшие цели аналогичны – достижение высокого уровня благосостояния всего общества в целом и каждого ее гражданина. И вся мощь обоих государств направлена на достижение этой цели. На этом строятся и принципы государственного управления, опирающиеся на самые современные подходы с учетом того огромного опыта, который был отработан нашими предками на протяжении многих столетий. 


…Управлять гигантским по территории и населению Китаем нелегко, но китайское правительство справляется с этим сложным искусством, постоянно реагируя на изменения, которые диктует им жизнь. Великий китайский мудрец Лао-цзы, в далекой древности создавший первый философский труд «Дао дэ цзинь» утверждал, что большим государством надлежит управлять так, будто жаришь маленькую рыбку – то есть очень осторожно: не отрегулируешь правильно огонь – рыбка сгорит, не отрегулируешь правильно управление, страна утратит стабильность. 

И такой же подход – «действенное государственное регулирование» при «постепенных и поэтапных» шагах реформирования всех сфер жизнедеятельности государства и общества – свойственен нашей национальной модели развития. О чем пишет Президент Гурбангулы Бердымухамедов в своей глубоко научной монографии «Государственное регулирование социально-экономического развития Туркменистана»: 

«Конечной целью модели Туркменистана по созданию социально-ориентированной экономики смешанного типа является постепенное и поэтапное формирование высокоэффективной экономики с развитым государственным сектором, эффективным предпринимательством и современной рыночной инфраструктурой, действенным государственным регулированием, обеспечивающим социальные гарантии всем слоям населения и ориентирующим всех хозяйствующих субъектов на достижение высоких конечных результатов». 

У огромной государственной машины Китая, как и у высшего руководства Туркменистана, генеральная цель – целенаправленно, шаг за шагом обеспечивать максимально высокий рост благосостояния народа. И в этом схожесть наших благородных государственных приоритетов.