СЕГОДНЯ НА САЙТЕ: Ветеран ВОВ из Туркменабата Иван Агупов: вся жизнь – служение Родине 11 Май 2024 г., 16:39Туркменистан и Австрия укрепляют культурные связи 11 Май 2024 г., 16:35Сольный концерт Айболек Мухыевой пройдет в Ашхабаде 11 Май 2024 г., 15:11В Государственном музее Туркменистана открылась выставка «Герои всегда в почёте» 11 Май 2024 г., 15:08Посольство Малайзии в Ашхабаде приглашает туркменские компании принять участие в международной выставке МНАЗ-2024 11 Май 2024 г., 15:0510 новых девятиэтажных жилых домов возведут в жилом массиве Ашхабада 11 Май 2024 г., 15:02

КТО НАМ МЕШАЕТ, ТОТ НАМ… ПОМОГАЕТ!
02 Апрель 2014 г., 17:36

Нет, не подумайте только, что ради рифмы и красивого словца выведены мною эти слова в заглавие. В моём случае  в широко известном афоризме  Фрунзика  Мкртчана  нет никакого потаённо-загадочного смысла. Всё надо понимать именно так, как написано. Сейчас, поясню в чём дело. Я уже много лет интересуюсь историей моего родного Ашхабада и поэтому собираю всё, что касается его возникновения и развития. Мною собрано достаточно литературы, кино, фото и -видеоматериалов об Ашхабаде. Нередко, зная о моём увлечении, знакомые  и друзья просят меня выступить с рассказами об Ашхабаде. В таких случаях я  всегда стремлюсь придерживаться золотого правила историков - раскрывать только факты, комментарии же дело писателей и журналистов.

Частенько новой «пищей» для моего увлечения становятся, появляющиеся вновь и вновь материалы в сети Интернет. И так из года в год пополняется мой личный  «багаж» об Ашхабаде.

На сей же раз мне приходится поступиться принципами. Дело в том, что просматривая в очередной раз странички Ашхабада, моё внимание привлекли ностальгические воспоминания о милом моей душе городе некоего безымянного туриста, который впервые, приехав в Ашхабад, оказался,  как это ни покажется странным, довольно таки осведомлённым о его истории.

Эти «воспоминания», изложенные в статейке под названием «Вот такой город Ашхабад. Или то, что от него осталось» настолько меня поразили своей циничностью, что я просто не смог удержаться и сел писать вот эти самые строчки. Взявшись за перо, я понимал, что этот турист, явно выдуманный субъект, а стоят за ним известные люди. Кто они? Узнал совершенно случайно. Повезло. Один из бывших друзей этого самого агентства под красивым именем «Фергана», как-то обрушился на них с возмущенной критикой и …назвал всех их поименно. Это руководитель «Ферганы» некто Данила Кислов, изгнанный в своё время из той самой Ферганы и поэтому пышащий злобой на родной Узбекистан. Здесь же его друг Аркадий Дубнов с супругой Марией Яновской, которые одно время подвязались в Ашхабаде, зарабатывая себе на кусок пирога, заказными статейками.

Но не о них, собственно, речь. Тем более, что они этого вовсе не достойны. Это так, чтобы читатель ориентировался, кто  такой на самом деле тот самый «турист».

Так вот, возвращаясь к ностальгическим воспоминаниям «туриста». С первыми же шагами по туркменской земле, он начинает  «возмущаться»  действиями таможенников в аэропорту: «…людей элементарно грабили на наших глазах», - замечает москвич, реагируя на обычный таможенный досмотр. «…В случае нарушения миграционных правил вас без сомнений оштрафуют на 600 долларов», «…громадное удовольствие вы получите от отелей высокого класса, от роскошных видов города с фонтанами (бедный Арал!),  хорошей еды в ресторанах,  морем света, который заливает вечерний город…»

Всё это надо полагать первые впечатления  нашего  «туриста». Можно было бы и не придавать значения этим первоначальным эмоциям приехавшего, но, скажите, где нет таможни с придирчивой проверкой или, где  нет штрафов  за нарушения правил пребывания в стране. А причем здесь фонтаны и проблема Арала, так и остаётся загадкой «туриста».  Может быть, «Москва» река мелеет из-за Арала?

Дальше «турист» вторгается в мою епархию (историю):  «…в шестидесятые сюда (в Ашхабад) приезжал Никита Сергеевич Хрущёв, который отменил 20-процентную прибавку к зарплате туркменским жителям», «…по указанию Хрущёва начали бороться с приусадебными хозяйствами». Так-то оно так, но не совсем. Здесь  стоит возразить «просвещенному» туристу. Надбавки были убраны лишь для отдельных категорий граждан, а «борьбы» с участками никакой вовсе не было.

«…Приехавшего же  в Ашхабад Брежнева прямо из аэропорта повезли сразу же в Фирюзу, чтобы он не почувствовал туркменской жары», -продолжает свои воспоминания «турист». Опять же, неточность. Генсек побывал на многих Ашхабадских объектах, встречался с населением. С удивлением осмотрел ковровую фабрику и пообщался с её работниками.

«…Прежний Ашхабад - это ряды чистых кирпичных или финских домов и домиков, ослепительно-белых - каждую весну все хозяева разводили известь и освежали фасады. Дома утопали в зелени виноградников, вокруг - чудесные зеленые изгороди из плюща, дикого винограда выше человеческого роста, и мы, дети, все время находили там неожиданную радость: черепашек, или ежиков, или ящерок и жаб, которых можно было покормить и подрессировать возле самого порога», - не правда ли жалобно и лирично написано.

И что взамен?  «Турист»  утверждает, что «…на месте старого Ашхабада  возник другой город, бездушный,  холодный  и жестокий красавец, город-музей.  С похожими  друг на друга  мраморными зданиями-великанами, которые  в жаркое время года накаляются, как огромные печи, и до самого утра  не остывают, не давая дышать, загоняя горожан подальше в квартиры… Весной, осенью и особенно летом на улицах не найдешь спасения от зноя: нет больше вековых чинар, нет тополей или шелковиц… Город  засаживается в последние два десятилетия исключительно хвойными…». 

Хотелось бы спросить у этого «туриста» в каком веке застряли его воспоминания, да не знаю, как к нему обратиться. Кирпичные или финские дома были построены сразу же после разрушительного землетрясения 1948 года и, к сожалению, давно отслужили свой век.

А Ашхабад давно преобразился и за годы независимости  превратился в настоящую жемчужину Востока. Не замечать или не признавать это, значит быть озлоблённым и завистливым «ферганцем» и только.

Станет ли этот «турист» спорить со мной, если  скажу, что в Ашхабаде до революции туркмен то и вовсе не было. Они в основном проживали на окраинах в кибитках и глинобитных мазанках. А в городе и, в том числе в Фирюзе, проживали «персоны» губернаторских кровей. Мало кто сегодня в Ашхабаде знает, что для «их» величеств в Фирюзу специально была проложена узкоколейная железная дорога, чтобы они добирались туда для отдыха без особых затруднений.

А какими были улицы. Ехать и не объехать всех колдобин и люков. До недавнего времени весь город опутывали так называемые «трущобы», в центре столицы стояли «времянки», не было ни одного дома улучшенной планировки, не хватало культурно-просветительских, административных и других зданий.

О квартирном вопросе в Ашхабаде и говорить не приходилось. Получить, хотя бы однокомнатную, считалось за большое счастье. «Ферганцам» же вместе с их «туристом», наверное, хотелось бы пробежаться по Куропаткинскому проспекту, пройтись по  площади Скобелева в старом Ашхабаде.

Но… нет уже ни этих названий, ни этих улиц. Нынешние туркмены живут в прекрасных квартирах улучшенной планировки. В сельской местности  выделяются участки под строительство особняков.

Вместо дряхлых, попадающих под снос домов, ашхабадцам предоставляются прекрасные квартиры со всеми удобствами, близ которых есть и новенькие школы и детские сады.

Жители города и сами не всегда успевают увидеть некоторые его достопримечательности - так быстро прокладываются новые дороги, растут жилые комфортабельные дома, открываются новые административные и культурно-просветительские здания. Так возрождается город «божественного Арсака», насчитывающий более чем двухтысячелетнюю историю.

Я хочу, не удивляйтесь, сказать спасибо «ферганцам», пишите побольше неправды о туркменах, об Ашхабаде. Тем самым вы заставляете нашу молодежь находить истину, помогаете им отличить навет от зависти, черное  от белого. Признаюсь, когда-то именно вот такие «чернокнижники», вроде нынешних «ферганцев» и их «туристов» заставили и меня заинтересоваться своей историей. Выработали у меня иммунитет к различного  рода пасквилям и доносам. «Помогайте»  же нашей молодёжи и дальше.  Вот, собственно, именно поэтому и в заглавие мною вынесен афоризм Фрунзика-  «тот, кто нам мешает, тот нам … помогает».

На фото: тот самый Ашхабад, который, очевидно, приглянулся «туристу».

 

Джума Бекиев,  аспирант Харьков