Главные новости 

Все новости

Новости науки и образования

Топонимы – «язык» земли о прошлом Каракумов

30.05.2013

Географические названия, или топонимы появляются не случайно, они связаны с природными особенностями местности, деятельностью человека или последствиями каких-либо крупных природных катаклизмов в прошлом, что оставляют после себя след. Такие изменения местности наглядно врастают в ландшафт, впечатываются в окружающий рельеф, становясь его отличительной особенностью. Интересно проследить данные процессы в названиях географических объектов в Каракумах, где подобные факты содержатся во множестве возвышенностей и впадин, участков пустыни, такыров. Они содержат в своих названиях отголоски местных легенд, связанных с природными достопримечательностями, языковыми наречиями, далекими историческими событиями. 


Для полного выявления, оценки природного потенциала естественного объекта или конкретного участка становится важным найти источник, дающий точную характеристику данной местности, пусть это будет только какой-то момент давно прошедших, но глубоко врезавшихся в людскую память событий. Такой источник - названия местности или населенных пунктов, тщательно изучаемые географами, историками, филологами и учеными-этнографами. Вместе с всесторонней работой по предотвращению процессов опустынивания, оздоровлению или рекультивации деградированных земель, где ценными индикаторами информации являются и топонимы, во внимание берутся названия располагающихся рядом природных объектов, старых поселений. С одной стороны, топонимы несут информационный материал, а с другой - позволяют понять тип, вид или характер имеющих здесь место процессов опустынивания. Рассмотрим некоторые из них. 


Название «Карашор» - в переводе «черный солончак» невозможно воспринимать буквально, потому что в туркменском языке слово «кара» может обозначать еще и «большой», а солончаки могут быть как белого цвета, так и черного. Значит, исследователь возьмет на заметку эту потенциальную ценную информацию. Кстати, наверное, не все знают, что та солончаковая впадина, которая в настоящее время становится ёмкостью для вод Туркменского озера «Алтын асыр» и куда в настоящий момент собираются коллекторно-дренажные воды из всех велаятов страны, несет еще и другое название - Гёкленшор. И если Карашор несет в себе географическую характеристику, то в названии Гёкленшор присутствует человеческий фактор, означающий, что поблизости жили когда-то туркмены-гёклены. 


В названии другого входящего в систему Дашогузского коллектора озера - солончака «Узыншор», который располагается на восточной стороне обрывистого плато чинка Капланкыр, заключена информация о том, что солончак по форме «длинный». И это только крупные солончаки, связанные с Туркменским озером на севере страны. А таких «шоров» в стране - десятки, расположенных вдоль рек Амударья, Мургаб и Теджен, в долине Сумбара, прилегающих к водохранилищам, за которыми ученые ведут наблюдение на постоянной основе, проводя здесь планомерную рекогносцировку местности, мониторинг их разрастания или убывания. 

Если в названии местности есть приставка «шор», то следует быть уверенным в наличии здесь солончаков. Примечательно, что подобный тип пустыни ученые подразделяют на два подтипа - внутриконтинентальный, связанный с последствиями водных потоков рек, селей и деятельностью человека, а также приморский. Первый может находиться в долинах и дельтах рек, оазисах, старицах, что являются древними руслами блуждающей в прошлом реки Амударья, а второй более устойчивый в силу своих условий происхождения составляет территории, прилегающие к побережью Каспийского моря. Все они различаются по происхождению, солевому составу, условиям функционирования и являются индикаторами геохимического опустынивания. 


Есть топонимы, характеризующие некогда имевшее место биологическое опустынивание. Так, географическое название «Гулангырлан» относится к селу в Каракумах этрапа Ак Бугдай и к большому мысу на берегу Гарабогазгола, которые были когда-то местом гибели куланов, а «Гоюнгырлан» - кыровая, или плоская поверхность возвышенности в западной части Каракумов сообщает о случае в прошлом гибели овец. Встречаются топонимы, связанные с трагическими событиями, - набегами неприятеля и войнами, произошедшими в прошлом, например, как «Гулгырлан. 

Характеристики солончаков для ученых - показатели проходящих здесь длительных процессов, связанных с деятельностью воды. Иногда поражает вид глубоко вырезанных высоких обрывов и чинков в пустыне, где уже давно нет «большой воды». Их слоеная структура указывает на длительное стояние здесь вод. Это топонимы со словом «дегиш», что вошло в научную литературу как «дейгиш» и обозначает крутой обрыв, образуемый эрозионной деятельностью воды, волнобоя, селевых потоков. Например, Карадегиш, что расположен к востоку от Эсенгулы (бывший восточный берег древнего Каспия - правопреемник древнего моря Тетис). Граница Каспийского моря в далеком прошлом, кстати, доходила до меридиана современного Арчмана. И глядя на Карадегиш сегодня, можно лишь предположить, что на этом месте воды Каспия плескались довольно долго. Есть одноименный поселок Гарадегиш, жители которого сначала занимались, видимо, рыболовством, а впоследствии - скотоводством и охотой. Еще один пример. На территории северо-западной окраины Туркменистана имеется огромный «дегиш», сформированный когда-то «блуждающей» по пустыне Амударьей под названием «Айбовур». Его форма - круглый изгиб - предками туркмен охарактеризована ёмко и точно - "крутой изгиб в форме луны". 


Все эти названия составляют летопись чрезвычайно древней истории освоения Каракумов человеком. В данном отношении многие географические названия в Каракумах могут нести в себе богатые сведения о разновидностях опустынивания и предупреждения о препятствиях или, напротив, указывают проходы и броды. Топонимы, содержащие слово «джар» («овраг»), являются показателями эрозии почвенного покрова, то есть геоморфологического опустынивания. Наличие оврага на пути путешественника - это своего рода препятствие. Однако есть топонимы - старые названия местности, где проходили караванные тропы и находились караван-сараи, колодцы, сардобы, кяризы, помогающие путникам преодолевать препятствия. Топоним «Джаргузер» переводится как «овраг-брод» и указывает на наличие способа преодоления оврага, что облегчало путь путешествующим с торговыми и просветительскими караванами. А овраг с водным потоком «Джаргуйы», находящийся в Дервезинском и Туркменкалинском этрапах Центральных Каракумов, означает, что на дне оврага имеется колодец. 

Не менее интересны и познавательны топонимы с приставкой «такыр». «Кулантакыр» в Западных Каракумах - место обитания куланов, «Такырдепе», расположенный на северной стороне Хаузханского водохранилища,- заметный на местности ориентир - высокий бугор, лишенный растительности. «Такырджик» - водосборный колодец на такыре, буквально - такырное поле в Карабекаульском этрапе, отличающееся оголенным и идеально ровным рельефом, издавна использующимся для сбора влаги в весенний дождливый период. Подобное название «Такырджиклар» в Эсенгулыйском этрапе между поселками Бугдайлы и Экерем, таким образом, можно понимать как серию нескольких разрозненных такырных участков - водосборных площадей естественных водных потоков, образующихся ливневыми дождями. 

Земля хранит множество тайн, которые еще ждут своих исследователей, призванных пополнить накопленный бесценный краеведческий материал.

Все новости

Главные новости